Привлечение субподрядчика/соисполнителя к исполнению контракта по 44-фз

соисполнитель

3.1.9 соисполнитель :

Организация (предприятие, объединение, акционерное общество и т.п.), заключающая договор с головным исполнителем на выполнение конкретной работы, в соответствии с договором координирующая работу и отвечающая за ее выполнение.

Примечание — В договорной документации и акте приемки работы соисполнитель именуется исполнителем, а головной исполнитель — заказчиком.

Смотри также родственные термины:

3.61 соисполнитель разработки:

Организация, которая не является ни главным подрядчиком, ни субподрядчиком данной разработки, но которая принимает участие в разработке системы или проекта.

3.2 соисполнитель СО (соисполнитель):

Технически компетентная организация, которую производитель СО привлекает для выполнения определенных этапов производства СО.

Примечание — Основные этапы/процессы производства СО, которые не могут быть переданы соисполнителям, включают в себя планирование процесса производства СО, установление значений аттестуемых характеристик СО, оформление паспорта и инструкции по применению СО.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2020 .

Привлечение соисполнителей по госконтракту

Если исполнителем по контракту выбрана организация, которая не обладает статусом субъекта малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организации, он имеет право принять такие организации для исполнения контракта. При этом если согласование привлечения соисполнителей из числа СМП и СОНКО было согласовано с самим госзаказчиком, последний имеет право включить такую закупку в перечень закупок, проводимых у СМП и СОНКО, и учитывать ее во всех подаваемых отчетах как пополняющую показатель деятельности по поддержке малого бизнеса и приравненных к ним организаций.

Если речь идет о квотировании закупок, проводимых у субъектов малого предпринимательства, то государственный или муниципальный заказчик имеет право обязать потенциального исполнителя по контракту привлекать соисполнителей из числа СМП и СОНКО. Такое требование обязательно должно быть сформулировано в документации о проводимой закупке.

В каком случае возможно

Привлекать соисполнителя по государственному или муниципальному контракту основной исполнитель вправе в следующих случаях:

  • заказчик самостоятельно указал на такую возможность в документации о закупке, а у самого исполнителя не хватает ресурсов для выполнения в полном объеме взятых на себя обязательств;
  • заказчик при согласовании процесса исполнения заказа допускает возможность привлекать соисполнителей по контракту (при наличии обоснования от основного исполнителя возможности привлечения соисполнителей);
  • работы или услуги, которые являются предметом контракта, не требуют наличия специальной квалификации или лицензий, а сами проводимые работы или услуги, выполняемые привлекаемыми субподрядчиками, не могут превышать объем более семидесяти пяти процентов от изначально заявленного объема по контракту;
  • субподрядчик согласен полностью исполнять все требования, которые были заявлены в документации по проводимой закупке (например, если речь идет о проведении работ или поставке товаров, которые относятся к государственному оборонному заказу, то не только основной исполнитель, но и субисполнители должны выполнить требование Федерального Казначейства об открытии специальных счетов, а также не требовать авансирования при осуществлении таких работ).

https://youtube.com/watch?v=QC_cbblgoDY

Плюсы договора субподряда

Для участника и субподрядчика есть свои плюсы. Для участника это, по сути, возможность часть своих обязанностей перепоручить третьему лицу. Главное найди добросовестного участника, который будет качественно и в срок выполнять свои обязанности. Для субподрядчика это возможность быстро заработать. Также если субподрядчик не участвует в тендерах, это способ начать в них участвовать опосредованно. Оценить на себе опыт выполнения госзаказа для дальнейшего прямого участия в будущем.

Что же касается заказчика – он в любом случае будет спрашивать с участника тендера, о том, с кем он заключил контракт. И будет официально знать, кто субподрядчик по этому контракту.

Субподрядчиком может стать любой участник рынка, будь то организация – новичок в тендерах, которая хочет набраться опыта у старших товарищей. А также тот, у кого в данный момент нет средств для участия в тендере – нет денег на обеспечение заявок, но есть оборудование. В таких случаях участники соглашаются на субподряд. Ведь они также получают деньги. Бывает так, что бывший участник тендеров, который оказался в РНП может принять участие как субподрядчик. И в таком случае ему не могут запретить участвовать.

Плюсы субподряда

Если поставщик обладает всеми необходимыми ресурсами и опытом в госзакупках, очевидно, он будет участвовать в них напрямую. А вот тем, кто не  слишком уверен в своих силах, можно попробовать обходной путь. Он дает немало преимуществ:

  1. Система закупок считается довольно сложной. Если стать субподрядчиком исполнителя контракта, появится шанс познакомиться с процессом закупки изнутри.
  2. Новые компании, у которых нет именитых клиентов, получат неплохой шанс проявить себя перед заказчиками. Это даст и опыт, и репутацию.
  3. Некоторые компаний, готовы выполнить лишь часть работ. Весь заказ они не потянут по разным причинам. Например, если не обладают нужными ресурсами или лицензией.
  4. Для тех, кто оказался в РНП (а туда порой можно попасть и по недоразумению), субподряд может стать хорошим вариантом. Это поможет за период включения в Реестр не выпасть из закупок полностью.

Условия о привлечении для оказания услуг третьих лиц

Ни в контракте, ни в конкурсной документации нет и слова про соисполнителя. Возможно ли привлечение соисполнителя по контракту заключенному по 44-ФЗ, если самим контрактом привлечение соисполнителя не запрещено?

Если условиями контракта не согласовано условие о привлечении для оказания услуг третьих лиц (субисполнителя), то исполнитель будет обязан предоставить услуги лично (ст. 780 ГК РФ). Однако при договоре подряда действует иное правило — возможно привлекать к исполнению договора любых субподрядчиков, если только запрет на это специально не указан в контракте (п. 1 ст. 706 ГК РФ). Таким образом, подрядчик в рамках контракта заключенного в соответствии с 44-ФЗ, вправе привлекать субподрядчиков, если запрет не установлен в самом контракте.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Проверка обычных и случайных условий договора возмездного оказания услуг: риски для исполнителя

«4. Привлечение для оказания услуг третьих лиц (субисполнителя).

Если это условие не согласовано, исполнитель будет обязан предоставить услуги лично (ст. 780 ГК РФ). Если исполнитель привлечет субисполнителей вопреки условиям договора, то возникнет риск того, что он не сможет:

На практике встречается и обратная позиция, согласно которой оказание услуг не лично исполнителем, а третьим лицом не освобождает заказчика от оплаты этих услуг исполнителю (см., например, определение ВАС РФ от 27 июля 2010 г. № ВАС-9296/10 по делу № А40−31806/09−6-293).

Чтобы избежать указанных рисков, исполнителю важно заранее оценить уровень сложности исполнения договора и необходимость привлечения субисполнителя. Иногда заказчик сам настаивает на включении в договор условия об обязательном привлечении конкретного субисполнителя

Тогда исполнителю придется это условие выполнить»

Иногда заказчик сам настаивает на включении в договор условия об обязательном привлечении конкретного субисполнителя. Тогда исполнителю придется это условие выполнить».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос. www.law.ru

Субподряд на исполнение государственного контракта

Некоторые подрядчики не ставят в известность заказчика о том, что к выполнению договора были привлечены третьи лица, а отследить подобные действия не всегда является возможным.

Почему же заказчику может не понравиться такой подход?

Все просто, составляя тендерную документацию, организатор торгов четко указывает обязательные условия для участников, например, наличие лицензий, СРО или определенного опыта в закупках.

Победитель тендера, подключая к исполнению контракта субподрядчика, может проигнорировать эти условия, что, вероятно, повлияет на качество и другие параметры выполнения работ (оказания услуг или поставку товара).

Естественно, заказчика может не устроить такой подход. Но отследить весь процесс исполнения договора можно только при наличии полной отчетности о движении денежных средств, затраченных на выполнение контракта.

Генподрядчик самостоятельно оплачивает все услуги по договору с субподрядчиком и несет полную ответственность перед заказчиком за качество этих услуг.

Обоснование НМЦК

Пожалуй, самым сложным с точки зрения трудозатрат является обоснование начальной (максимальной) цены закупки.

Прежде всего, Законом предписывается использовать определённые методы обоснования начальной (максимальной) цены конкурентной закупки. При необходимости несколько методов могут быть использованы одновременно. Но как правило, при закупке образовательных услуг заказчик для обоснования начальной (максимальной) цены использует метод сопоставимых цен, тем более что именно этот метод назван в Законе приоритетным.

Метод сопоставимых рыночных цен, иначе называемый методом анализа рынка, заключается в установлении начальной цены на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров или, при их отсутствии, однородных товаров:

  • Идентичные товары, работы, услуги имеют одинаковые характерные для них основные признаки.
  • Однородные товары — товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции или быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен.

Важно обратить внимание на источники информации, которая будет использоваться для обоснования цены. В целях применения метода анализа рынка могут использоваться:

  • общедоступная информация о рыночных ценах,
  • информация о ценах, полученная по запросу заказчика у потенциальных исполнителей,
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен образовательных услуг в ЕИС.

К общедоступной информации, которую можно использовать при закупке образовательных услуг, относятся:

  • Информация о ценах, содержащаяся в уже исполненных госконтрактах. Эти сведения можно найти в реестре контрактов, опубликованном в ЕИС.
  • Информация о ценах, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами.
  • Данные государственной статистической отчетности.
  • Информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен.

Для активного заказчика важно то, что Закон 44-ФЗ фактически оставляет перечень допустимых источников общедоступной информации для обоснования цен открытым. Проще говоря, заказчику можно использовать и иные источники информации, помимо перечисленных выше

Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 утверждены методические рекомендации по обработке полученной информации для обоснования начальной (максимальной) цены

Важно помнить, что эти рекомендации служат лишь ориентиром для заказчика, а не императивными нормами, применение собственных формул обоснования начальной цены при условии их публикации в составе плана-графика не является нарушением

Согласно методическим рекомендациям, заказчик, получив информацию из указанных выше источников, должен выбрать не менее трёх цен и высчитать на их основе среднюю арифметическую. Для простоты работы заказчика методическими рекомендациями Минэкономразвития рекомендуется использовать следующую формулу:

где:
v — количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
№ — количество значений, используемых в расчете;
i — номер источника ценовой информации;
цi — цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i

При этом в расчётах не рекомендуется использовать те цены, которые отклоняются от среднего значения более чем на треть. Для того, чтобы проще было выделить именно однородные цены, Методическими рекомендациями в помощь заказчику также предложена специальная формула:

где:
V — коэффициент вариации;
цi — цена единицы товара, работы, услуги, указанная в источнике с номером i;
<ц> — средняя арифметическая величина цены единицы товара, работы, услуги;
№ — количество значений, используемых в расчете.

«Если коэффициент вариации превышает 33%, целесообразно провести дополнительные исследования в целях увеличения количества ценовой информации, используемой в расчетах».

Правомерность требования согласования субподрядчика.

Кроме того, следует уделить вниманию вопросу, который касается правомерности требования заказчика о согласовании с ним субподрядчиков. Здесь тоже все зависит от того, имеется ли соответствующее требование в документации о закупке (проекте контракта, заключенном контракте). И опять же правовая трактовка правомерности данного запрета не совсем однозначна.

С одной стороны, это требование может считаться неправомерным, поскольку Закон о контрактной системе не содержит такого требования, а заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки, не предусмотренные данным законом (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе). Причем в соответствии с гражданским законодательством исполнитель должен согласовывать с заказчиком привлечение соисполнителей только при выполнении научно-исследовательских работ (ч. 1 ст. 770 ГК РФ).

С другой стороны, это требование может считаться правомерным, поскольку, как и в вышерассмотренном случае с запретом на привлечение субподрядчиков, оно представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора, соответственно, не является дополнительным требованием к участникам закупки и не противоречит условию Закона о контрактной системе, согласно которому заказчики не вправе устанавливать требования к участникам в нарушение названного закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).

Однако как в практике ФАС, так и в судебной практике данный запрет признается неправомерным. Поэтому все же рекомендуется придерживаться именно указанного подхода.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Статья 30 Закона о контрактной системе.

Часть 5 ст. 30 Закона о контрактной системе.

См., например, Решение Челябинского УФАС от 03.10.2016 по делу № 718, 719-ж/2016, в котором подтверждается правомерность такого подхода.

Решение Архангельского УФАС от 13.05.2016 по делу № 147мз-16.

См., например, Постановление АС ДВО от 14.06.2016 № Ф03-1859/2016 по делу № А59-3392/2015, Решение ФАС РФ от 26.09.2016 по делу № К-1541/16.

См., например, Решение Вологодского УФАС от 27.10.2016 № 5-2/249-16, 4244.

Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 № 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию».

См., например, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 № 15АП-18725/2016 по делу № А53-14983/2016.

См., например, Решение ФАС РФ от 14.12.2016 по делу № К-1981/16, Решение ФАС РФ от 14.12.2016 по делу № К-1982/16.

Часть 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Письмо Минэкономразвития РФ от 11.12.2015 № Д28и-3620.

Часть 1 ст. 706 ГК РФ, Письмо Минэкономразвития РФ от 07.12.2015 № Д28и-3551.

Например, Решение ФАС РФ от 20.10.2014 по делу № К-1505/14.

Например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 N 13АП-8710/2015 по делу № А56-75576/2014, Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 26.08.2015 по делу № А59-2287/2015.

Например, Постановление ФАС РФ от 09.06.2015 по делу № К-1048/14/АК286-15, Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2014 по делу № А12-10595/2014.

К. Г. Чагин, консультант по социальной политике Института экономики города (Москва),

журнал «Руководитель бджетной организации» № 6,июнь, 2017 года

Почему субподряд востребован

Как известно, система закупок обязывает заказчиков отдавать их часть субъектам малого бизнеса и некоммерческим организациям. Причем это касается как госзаказчиков, так и тех, кто работает по закону 223-ФЗ. Реализовать эту обязанность можно не только выбрав исполнителя контракта из малых компаний или проводя закупки исключительно для них. Вполне допустим вариант поставить исполнителю условие нанять в качестве субподрядчиков СМП или СОНО. Но это требование должно быть прописано в контракте. Также в нем определяется процент от стоимости, который будет отдан субподрядчикам. Если такой контракт выиграет субъект, который сам является представителем малого бизнеса, то условие о привлечении субподрядчиков он может не исполнять.

А вот еще пример того, что субподрядчик, в особенности из числа малых, может быть вполне востребован. Порой выигравший тендер поставщик изначально не собирается его исполнять. Для этого он нанимает иное лицо. Субподрядчик привлекается на условиях более низкой оплаты, чем стоимость контракта. Разницу победитель тендера кладет к себе в карман.

Кроме того, бывает и так, что сам исполнитель не может справиться без помощников. Например, ему может потребоваться исполнение узкоспециализированных работ. Если контракт крупный и работы много, поставщику может понадобиться дополнительное оборудование либо персонал. Проще всего удовлетворить эту потребность именно за счет привлечения субподрядчика.

Субисполнитель

В данной статье подробно рассказывается кто такой субисполнитель, и все что об этом надо знать. Действующая статья федерального законодательства России в основном посвящается только проведению полного обсуждения основных проблем по ведению бух. учета, а также налогового начисления за некоторые проводимые операции в соответствии с соглашенными договорами, где также со стороны самого исполнителя могут выступать сразу несколько третьих лиц.

Субисполнитель

Подобных исполнителей еще называют соисполнителями, и только их участие в совместном сотрудничестве в подобных договорах отмечается особо четко. Стоит особо отметить, что ко всей этой стороне вопросов будет относиться, основное соглашение между подрядчиками, который урегулируется в соответствии с законодательством РФ и гражданским кодексом России. Согласно со стат. 783 гражданского кодекса России, то все основные положения относительно к соглашению по возмездному оказанию услуг, будет рассматриваться, если все это вообще не будет противоречить законодательству, в том числе преимущественными особенностями по оказанию всевозможных услуг. Любые взаимопонимания между заказчиком, а также подрядчиком, которые обычно выступают на самой стороне подрядчиков, может быть урегулироваться только в соответствии со стат. 707, 321-326 гражданского кодекса России.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать,

Основное содержимое стат. 707 гражданского кодекса России обычно гласит:

  • Если же со стороны исполнителя могут выступать сразу два или несколько лиц, и это все при не разделяемости основного предмета. Они могут быть признаны только по отношению к исполнителю между должниками, а также кредиторами.
  • При определенной делимости некоторых обязательств, в том числе и в любых других ситуациях, которые зачастую предусматриваются законодательством, а также совершенно другими правовыми нормативами, но или совместным соглашением.

Согласно со статьей 321 предусматривается некоторые обязательства, где обычно участвуют сразу несколько исполнителей, зачастую это могут быть несколько займодателей, а также должников. То в этом случае практически каждый должник обязан будет исполнить собственное обязательство согласно с правовым актом.

Субподряд по 44-ФЗ. Особенности применения закона

Тема привлечения субподрядчиков при исполнении государственных и муниципальных контрактов обсуждается еще со времен Закона № 94-ФЗ, но даже сегодня остается не менее актуальной и злободневной. Дело в том, что субподряд активно практикуется исполнителями и поставщиками, причем нередко заказчик об этом даже не подозревает.

Те не менее, так сложилось, что заказчики довольно предвзято и негативно относятся к субподряду. Этому есть определенные причины, но поговорим обо всем по порядку.

Почему субподряд — это плохо?

Начнем с того, что, конечно же, сказать о том, что субподряд это плохо, будет ошибкой. Как было упомянуто выше, это всего лишь один из элементов контрактной системы.

В руках добросовестного участника субподряд превращается в эффективный инструмент ведения бизнеса, позволяющий расширить рамки деятельности участника, исполнять контракты большего объема и эффективно распределять взятые на себя обязательства.

Почему же возникло негативное отношение со стороны заказчиков?

Ответ прост: виной всему недобросовестные поставщики, взявшие на вооружение схему, позволяющую получать прибыль, практически ничего не делая. Сама схема довольно проста и известна:

  • участник побеждает в конкурсе, аукционе или запросе котировок и заключает контракт с заказчиком;
  • затем он находит исполнителя, готового выполнить те же работы по более низкой цене, и заключает с ним договор субподряда;
  • субподрядчик приступает к выполнению работ на основании договора с победителем и завершает их в сроки, предусмотренные первоначальным договором между заказчиком и победителем;
  • победитель получает оплату от заказчика и рассчитывается с субподрядчиком, оставляя разницу в цене себе — эта сумма и будет его прибылью.

Минус такого подхода в том, что на исполнение контракта у субподрядчика значительно меньше средств, и это неизбежно сказывается на качестве работ.

Отдельно следует сказать о том, что существует определенная категория участников — их сфера интересов очень широка: от поставки канцтоваров до ремонта помещений. При этом такие участники ничего не делают самостоятельно и существуют только на бумаге. Вся их деятельность строится исключительно на привлечении субподрядчиков.

Объект закупки

Прежде, чем приступать к оформлению закупки, важно понять, а что же именно нам необходимо в качестве образовательных услуг. От этого зависит объём и направление всей последующей работы

Ведь для обучения может потребоваться как классическая программа дополнительного профессионального образования с выдачей удостоверения о повышении квалификации или диплома о профпереподготовке, которая необходима для исполнения требований ч. 2 ст. 9 и ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, так и блиц-тренинги по конкретным вопросам, зачастую включающие элементы консалтинга, что куда удобнее с точки зрения экономии времени и оперативного получения прикладных знаний. Исполнителем, в свою очередь, будет либо образовательная организация, либо приглашённый эксперт.

При формулировке объекта закупки не стоит забывать о том, что понятие однородности из действующего Закона № 44-ФЗ исключено. А потому заказчик имеет право закупить серию тренингов, проведя для этого не одну, а несколько закупок. Это может быть удобно, например, для закупки образовательных услуг у единственного поставщика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector